Понедельник, 29.04.2024, 07:53
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Русский Север

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи о Творческом Центре

Е. Калинин. "Очарованные Севером"


ОЧАРОВАННЫЕ СЕВЕРОМ
 


   Где только не побывапи их авторы... Что заставляет людей тащить на себе многопудовые рюкзаки в глушь, вести бивачную жизнь? По нынешним временам куда проще в мастерской, не торопясь, самым произвольным образом «красить» холстину или сочинять очередную «декомпозицию №...» из слу-чайных предметов или материалов. 
  Поездки вырывают художников из ставшего для многих из них привычным «выключенного» состояния, отстраненности от действительности, узкого круга общения (если он есть) и сложившегося ряда «выставочных» образов.
Оказавшиеся в провинции художники близко соприкасаются с жизнью «внестоличной» части страны, с ее людьми, обстоятельствами их нынешней действительно трудной жизни, с трагическими страницами истории, с Севером в целом, который и до сих пор остается, как писал в свое время Иван Билибин, главным местом художественного образования русских художников.
Не в первый раз выставляют под эгидой экологического клуба «Свирь» свои работы петербургские, а теперь и карельские художники. Холсты и листы заняли два выставочных зала - муниципальный и филармонический. Это этюды, выполненные в поездках по местам, нередко весьма отдаленным. 
   Нетрудно поверить художникам, когда они говорят, что их привлекает добросердечие и гостеприимство северян, красоты края.
Значительную роль, наверное, здесь играют энергия и предприимчивость президента клуба Н.Сюльгина, умеющего решить основные организационные и транспортные проблемы, привлечь к делу спонсоров. Его проекты («Художники России», «Русский Север», «Карелия», «Библиотека-Музей», «Сорокский музей изобразительных искусств» и другие) пронизаны нечастой ныне мыслью не только о сбережении традиций русской школы, но и о людях, живущих в глубинке.
В самом деле, в последнее десятилетие была разрушена долгое время существовавшая система поддержки деятелей культуры, выставок, встреч со зрителями.
   Одновременно происходит подмена профессиональной оценки вкусовщиной, ослабление академических основ образования единственной в мире — и тем особо ценимой (в том числе и Дали) — реалистической школы. На Западе уже осознают бесперспективность для искусства избранного пути.
Лучшим ответом на названные негативные тенденции было бы продолжение, развитие станковой традиции в современных условиях. В этом плане предпагаемые Сюльгиным проекты являются образцом.
   Исторически сложившаяся в русской художественной школе традиция групповых поездок, коллективного обсуждения проблем (в том числе и частных, «ремесленных») творчества, отдельных работ получает продолжение.
Поэтому независимо от результатов значение программ экоклуба трудно переоценить. Реализуются они в течение уже пяти лет. Ежегодно устраиваются поездки нескольких групп художников. Исполненные в ходе поездок работы экспонируются в Беломорске, Петрозаводске, в залах Союза художников Петербурга. Некоторые выставки оставили очень свежее впечатление.
На нынешнем вернисаже радует многое. Большое количество вещей — художники явно увлечены работой. Душевная теплота. Разнообразие мотивов. Преобладающая в холстах и листах пленэрность — качество, которое крайне необходимо сберечь.
   Что касается этюдного их характера, то такая выставка может быть нужной, поучительной. Щедрые наблюдения заключены в произведения разного формата. Независимо от размеров, в лучшем случае этюд должен содержать «картинное зерно». Его можно разглядеть, иногда почувствовать у многих художников
Обнаружить в полотне единственного портретиста группы А.Тимофеева «Отец Сергий — беломорский батюшка» (здесь живо схвачено многое), в его же «Тумане на Пя-озеро».
В этом ряду находятся по-новому и замечательно открывающие Л.Бурина его акварели, которые ныне предсталены единственным листом «Сельги», некоторые большие листы А.Каштанова, наблюдения О.Юдина («Уходящий сентябрь»), М.Лавренко («Отпив»), О.Гадалова («Ранее утро. Юково», «У Белого моря»), В.Кожевникова («Попдень. Онега»), Г.Иванова («Дворец Петра», «Осень. Дождь»), в живых, несколько измельченных акварелях А.Лесовой и других работах.
И в таких вещах необходимо решать многоуровневые, незнакомые постмодернистам проблемы целостности (связей сюжета, пространственности, настроения-состояния, колорита и т. д.)- От удачного этюда, серии можно двигаться к масштабному холсту, где подобная целостность непросто достижима, но еще более необходима. Занятия подобного рода многотрудны, не гарантируют успеха, и сегодня это едва ли не роскошь. Уже поэтому усилия представленных в залах художников должны быть оценены очень высоко.
Но реализм имеет косвенное отношение к внешнему правдоподобию, это очень проблемный стиль, предполагающий постоянное развитие художника, углубление его в жизненный материал, мышление масштабным образом. Представление о картине ныне существенно облегчено, а сама она оболгана как продукт исключительно «соцреализма». Она предполагает обращенность образа к широкой публике, ее актуальную проблематичность.
Поэтому хочется видеть, как многолетние усилия, большая работа художников дают «приращение материала».
  И все-таки в очень многих вещах есть радующие глаз моменты. Понадобнтся если не все, то большинство работ — согласно проектам Сюльгина из них форми-руются фонды вновь организуемых в районных городах музеев и их филиалов в поселках.
Преимущество последних в том, что они создаются на базе местных библиотек, домов культуры, не требуют сей же час нового строительства. Эта часть программы встречает полное понимание министерства культуры республики, представительства РК в Петербурге, районных управлении культуры, подлинных подвижников своего дела, работающих на местах.
В тоже время солидный уже срок реализации проекта позволяет ставить качественно новые задачи. И в отдельных вещах, и в сериях хочется видеть большее чувство ответственности художника (а хоть и за «состояние» общества), большую энергию переживания действительности, человеческих судеб (авторы, без сомнения, могут встретить в своих поездках уникальных людей), высокий уровень притязаний авторов, отражение в их произведениях подлинного драматизма личности, трагизма судьбы и подлинного оптимизма жизни.
Евгений КАЛИНИН
Категория: Статьи о Творческом Центре | Добавил: Тен (29.11.2009)
Просмотров: 582 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0